Средства обучения и воспитания – это те материалы, с помощью которых учитель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства. В СОШ №21 широко используются предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеоуроки.
В СОШ №21 используются следующие средства обучения и воспитания:
Печатные
(учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии и т.д.);
Визуальные (зрительные):
- таблицы по истории, биологии, географии, физике, математике, русскому языку, английскому языкулитературе, родным языкам, технологии, химии, начальным классам;
- карты по истории и географии;
- картины на уроках русского языка, литературы, изобразительного искусства;
- портреты (по всем учебным предметам);
- натуральные объекты (на уроке биологии);
- модели, муляжи, макеты по биологии, географии, математике, физике, начальным классам;
- лабораторное оборудование – на уроках физики, химии, биологии.
- магнитные доски
Механические визуальные приборы:
- микроскоп
- фотоаппарат
- видеокамера
Электронные образовательные ресурсы:
- мультимедийные учебники и универсальные энциклопедии
- сетевые образовательные ресурсы
- электронные журналы и дневники
Аудиальные (слуховые):
- магнитофоны;
- музыкальный центр;
- наушники
- микрофон
Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):
- образовательные видеофильмы, учебные фильмы, в том числе на цифровых носителях и т.п.;
- презентации
Средства, автоматизирующие процесс обучения:
- компьютеры;
- мультимедийное оборудование;
- интерактивная доска
- проекторы
Словесные:
- учебники;
- художественная литература;
- словари;
- учебные пособия
- другая необходимая литература
Спортивное оборудование:
- гимнастическое оборудование
- спортивные снаряды
- мячи, скакалки, обручи и т.п.
Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия: 1) с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника; 2) информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме; 3) объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.
Центральный вход - пандус отсутсвует, предусмотрена двустворчатая распашная дверь.
Имеются напольные метки, у входа расположена таблица, выполненная шрифтом Брайля.
Отсутствует специально оборудованный санузел (поручни, специализированное сантехническое оборудование).
При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
В школе соблюдаются все нормы питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, предусмотренные санитарными нормами и правилами.
В учреждении организовано 2-х разовое питание на основе примерного меню. В меню представлены разнообразные блюда.
Охрана здоровья в школе организована в соответствии со Статьей 41. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Разработаны и применяются следующие меры по охране и укреплению здоровья школьников:
- строгое соблюдение режима дня;
- строгое соблюдение карантинных мероприятий;
- соблюдение санитарно-гигиенических мероприятий;
- соблюдение требований к учебной нагрузке;
- выполнение режима и норм питания;
- просветительская работа с родителями;
- создание условий для двигательной активности.
Образовательное учреждение предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
В соответствии с требованиями официальный сайт СОШ № 21 имеет версию для слабовидящих, встроенные возможности браузера позволяют масштабировать информацию. Для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья возможно использование обучения в дистанционной форме. Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в любом учебном кабинете, а также в компьютерных классах.
Доступ обучающимся к электронным образовательным ресурсам возможен в кабинете информатики, библиотеке. Предоставляется доступ к образовательным и информационным ресурсам.
Для организации группового и индивидуального обучения имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, обеспечивающие возможность освоения образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:
- мультимедийный комплекс(проектор и экран);
- Мультимедийная интерактивная доска
- Наушники для индивидуальной и коллективной работы
- Персональные компьютеры, ноутбуки
- Документ - камеры (для индивидуальной и коллективной работы)