«Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования является обязательной. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией.» (Ст. 59 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Государственная итоговая аттестация проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 04.04.2023 № 233/552
Государственная (итоговая) аттестация выпускников XI (XII) классов проводится в форме единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ), а также в форме государственного выпускного экзамена (далее – ГВЭ).
Участники ГВЭ: 1) выпускники специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, образовательных учреждениях уголовно-исполнительной системы; 2) выпускники с ограниченными возможностями здоровья (лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии: глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и других, в том числе дети-инвалиды, инвалиды).
Обязательными для всех выпускников школ текущего года являются экзамены по русскому языку и математике. ВУЗы и ССУЗы используют результаты ЕГЭ в качестве результатов вступительных испытаний.
Заявление на прохождение ГИА-11, в котором указываются выбранные учебные предметы и форма сдачи экзаменов, подается обучающимся в школе до 1 февраля (включительно).
С целью обеспечения соблюдения порядка проведения государственной итоговой аттестации, усиления контроля за ходом ее проведения, обеспечения объективности результатов, повышения доверия общества к процедуре проведения государственной итоговой аттестации и соблюдения прав ее участников организована работа общественного наблюдения.
Аккредитация граждан в качестве общественных наблюдателей осуществляется по их личным заявлениям. Подробную информацию об организации общественного наблюдения в Ярославской области можно получить на сайте ГУ ЯО «Центр оценки и контроля качества образования»
Нормативно-правовые документы, регламентирующие проведение ГИА-11
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ
- Приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023 № 233/552 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»
- Изменения в порядке проведения ГИА-11
- Региональные документы по проведению ГИА-11
- Региональные документы по организации работы общественного наблюдения
- Приказ Министерства образования Ярославской области от 30.09.2024 №281/01-04 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожная карта") по подготовке к организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2025 году"
- План мероприятий ("дорожная карта") по подготовке к организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2025 году
- Приказ департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области от 30.10.2024 № 053-01-09/482 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожная карта") по подготовке к организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2025 году"
- План мероприятий («дорожная карта») по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №21
- Федеральные ресурсы/официальные сайты
- Контрольные измерительные материалы ЕГЭ
- Официальный сайт Рособрнадзора
- Официальный информационный портал ЕГЭ
- Официальный сайт министерства образования Ярославской области
- Официальный сайт ГУ ЯО «Центр оценки и контроля качества образования»
Информация для участников с ОВЗ
Для участников экзаменов с ограниченными возможностями здоровья, участников экзаменов – детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, организуется проведение экзаменов в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
Для подтверждения статуса обучающегося с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на участие в ГИА необходимо предоставить копию заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК). Для подтверждения статуса обучающегося ребенка-инвалида, инвалида необходимо предоставить оригинал или заверенную копию справки, выданной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для обучающихся – детей-инвалидов и инвалидов государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования (далее – ГИА-9), государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА-11) проводится в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ).
По желанию участника, ГИА может проводиться в форме ОГЭ (для обучающихся 9 классов) или ЕГЭ (для обучающихся 11 классов). При этом допускается сочетание форм проведения ГИА.
Так же по их желанию ГИА проводится только по обязательным учебным предметам: русскому языку и математике.
Для участников экзаменов с ограниченными возможностями здоровья (при предъявлении копии рекомендации ПМПК), для участников экзаменов – детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность) создаются следующие условия проведения экзамена:
1. Проведение ГВЭ по всем учебным предметам в устной форме по желанию;
2. Увеличение продолжительности:
- экзамена по учебному предмету на 1,5 часа (ОГЭ и ЕГЭ по иностранным языкам (раздел "Говорение" – на 30 минут);
- итогового собеседования (для обучающихся 9 классов) – на 30 минут;
- итогового сочинения (изложения) (для обучающихся 11 классов) – на 1,5 часа.
3. Организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена;
4. Беспрепятственный доступ участников экзамена в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).
СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ
Для участников экзаменов с ограниченными возможностями здоровья, для обучающихся на дому, для обучающихся в медицинских организациях (при предъявлении копии рекомендаций ПМПК), для участников экзаменов – детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность, и копии рекомендаций ПМПК) создаются специальные условия, учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития.
В случае необходимости создания специальных условий в заключении ПМПК должны быть указаны конкретные требования к контрольно-измерительным материалам, требования к рабочему месту и техническому обеспечению, необходимость привлечения ассистента и его функции.
В соответствии с рекомендациями ПМПК могут быть созданы следующие специальные условия:
1. Присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, перенести ответы в экзаменационные бланки;
2. Использование на экзамене необходимых для выполнения заданий технических средств;
3. Оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (для слабослышащих участников экзамена);
4. Привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика (для глухих и слабослышащих участников экзамена);
5. Оформление экзаменационных материалов рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; выполнение письменной экзаменационной работы рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере; обеспечение достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером (для слепых участников экзамена);
6. Копирование экзаменационных материалов в увеличенном размере в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов ГЭК; обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами; индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников экзамена);
7. Выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию.
8. Предоставление отдельной аудитории, размещение на первой парте и пр.
ОРГАНИЗАЦИЯ ППЭ НА ДОМУ, В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Основанием для организации экзамена на дому, в медицинской организации являются: заключение ПМПК с рекомендацией организации пункта проведения экзамена на дому/в медицинской организации и заключение медицинской организации (необходимо предоставлять оба документа).
С перечнем региональных и муниципальных психолого-медико-педагогических комиссий можно ознакомиться на официальном сайте Федерального ресурсного центра ПМПК https://pmpkrf.ru/navigator/ .
Письмо Об особенностях проведения ГИА для лиц, использующих устройства неинвазивного мониторинга глюкозы
Письмо Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ../gia_9__gia_11/13_02_2024_vh_24-1985_2024_federalnaya_sluzhba_po_nadzoru_v_sfere_obrazovaniya_i_nauki_loboda_i_v_.pdf
«ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ»
по вопросам подготовки и проведения ГИА-11
(84855) 327-021 Ирина Валентиновна Юганова, заместитель директора по УВР
(84852) 40-08-63 Министерство образования Ярославской области
(84852) 28 – 08 – 83 Государственное учреждение Ярославской области «Центр оценки и контроля качества образования»
Телефоны «горячих линий» «Горячая линия» в муниципальных районах/городских округах
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ЕГЭ: +7 (495) 104-68-38
Информационные материалы о создании комфортных условий в период подготовки и сдачи ГИА и ЕГЭ
Период сдачи экзаменов связан с большим эмоциональным напряжением, как для самих обучающихся. так и их родителей. В разделе представлены информационные материалы для детей и родителей о создании необходимых комфортных условий в период подготовки и сдачи ГИА и ЕГЭ, возможности психологического настроя >>> помощь психолога >>>
В рамках организации работы по психологическому сопровождению участников ГИА на официальном сайте Центра «Ресурс» (www.resurs-yar.ru [1]) размещены справочно-информационные и методические материалы:
* Помощь выпускникам в процессе подготовки к ГИА (для специалистов) – https://resurs-yar.ru/c/d/145/273/3691/.
* Психологическая подготовка к ГИА (для обучающихся) – https://resurs-yar.ru/c/d/307/332/3696/#catalog.
* Помощь выпускникам в процессе подготовки к ГИА (для родителей) – https://resurs-yar.ru/c/d/291/326/3884/.
22 МИФА О ЕГЭ >>>